Правильный сэмплинг


Чувствовали когда-нибудь, что сэмплов не хватает ? Hу очень не хватает ? Hаверное, чувствовали. Чужие брать не то, чтобы нехорошо, но на определённом этапе попросту не очень престижно. Ведь так ? Так. Что делать ? 

Я попробую рассказать. 

Способ 1. Для очень богатых. 
Способ совершенно идеальный. Вы идёте в студию и заказываете студии сэмплов. Много и хороших. За деньги. Студия вам их пишет. Я подозреваю, что стоит такая услуга от ста до пятисот мёртвых президентов, зато сэмплы у вас будут самого лучшего качества. Если деньги есть - вам стоит попробовать; убедитесь, конечно, что вам не всунули ерунду. 

Способ 2. Для менее богатых. 
Hекоторые студии делают готовые сборники за меньшую цену. Сэмплы, естественно, не эксклюзивные, но стоят много дешевле. Попробуйте. 

Способы 3 и далее. Для совсем небогатых. 
Hу вот, мы и подошли к сути вопроса :)

Во-первых, помните, что есть синтезаторы. А в синтезаторах есть сэмплбанки. Я, к примеру, буду просто _счастлив_ снять сэмплбанки с ближайшего Korg / Roland / Kurzweil / E-mu / Ensoniq, представься мне такая возможность. Сэмплы идеального качества, малость, правда, заезженные, но всё равно - более чем профессиональные.

Во-вторых, помните, что есть живые инструменты. Здесь практика простая - берёте микрофон получше, звуковую карту, инструмент с исполнителем, и сэмплите, пока жёсткий диск не переполнится :) После этого избавляетесь от шума (как ? см. мою статью где-то на сайте Бориса Тарасова - http://trackers.elkatel.ru) и постпроцессите сэмпл (об этом - позже). Вот и всё, у вас есть уникальные сэмплы неплохого качества. Таким манером я, к примеру, поимел сэмплы перуанской (!) флейты и живого тамбурина.

В-третьих, помните, что есть компакт-диски. Здесь работает целиком и полностью "научный" подход.

Берём компакт-диск, который собираемся сэмплить. Единственное правило - "а насколько плотный и густой на компашке звук" ? Если это Marilyn Manson, и не в ремиксах, то при всём желании вы утянете с целой компашки 5-10 "чистых" сэмплов - звук у Мэнсона быстрый и густой. Если это Portishead или Counting Crows, то сэмплов у вас будет море - первые очень задумчивы, а вторые - лиричны, через что инструменты у них не играют слишком часто :)

Берём более-менее новый CD-ROM (который держит копирование через ATAPI-интерфейс; я думаю, если у вас он хотя-бы 8-скоростной, то уже держит), и любую "низкоуровневую" грабилку - CDDA (DOS), AudioGrabber (Win), WinDAC (Win). Я остановил свой выбор на WinDAC.

Сгоняем на жёсткий диск все дорожки с компакта, сэмпл-рейт должен быть базовым - 44100 гц, а сами дорожки - моно. Почему ? Потому что студийная стереопанорама имеет по большей части центральное расположение, и по _большей_ части совершенно непринципиально, какой из каналов сэмплить. Однажды мне попалась, кажется, Metallica'86, а потом - последний альбом Marilyn Manson, вот там в одном месте ударные шли в одном ухе, а гитары - в другом. Hу именно эти дорожки я согнал в стерео и посэмплил, а всё остальное - в моно. А так - сэмплите в моно, оно быстрее и проще.

Согнали ? Теперь предстоит выбрать тот сэмпл-редактор, который вам удобнее. К примеру, у меня расклад такой - моя рабочая лошадка - CoolEdit Pro. Я не гоняю его кривой ActiveMovie-интерфейс, я не пользуюсь большей частью спецеффектов, но мне нравятся его cut/paste функции и довольно удобная (но не самая удобная) работа с динамикой. А часто я беру для сэмплинга даже CoolEdit 96 - оно быстрее и стабильнее. Возможно, что вы остановитесь на SoundForge - хотя мне кажется, что он, хоть и мощнее, несколько менее удобен. Совсем неудобным для cut/paste-работ (но очень удобным для постобработки) я считаю WaveLab - так что вряд ли вы будете использовать его. Вобщем-то, подойдёт почти любой редактор, даже GoldWave, если кто-то им пользуется :) Выбрали ? Теперь грузим его. Я предупрежу сразу - меня абсолютно не устраивает работа с окнами ни в одном из редакторов, поэтому я попросту гружу две копии CEPro (вообще, девелоперам на заметку - самый удобный _многооконный_ интерфейс - в IRC-клиенте mIRC; подумайте над этим). Затем я в первой копии гружу целую дорожку, выставляю увеличение в два-три раза и начинаю смотреть на волну, скролля её и слушая кусочки в тех местах, где мне непонятно. У меня глаз намётанный - я чистые сэмплы за километр вижу. Хинт простой - как правило большая часть музыки (кроме, наверное, классики) идёт через компрессор, который приближает визуальную динамику дорожки к прямоугольнику. Вот в тех местах, где на волнограмме "провалы", скорее всего и живут чистые сэмплы. Впрочем, по первому времени вам проще слушать бОльшую часть дорожки. Если компакт вам хорошо знаком - ещё лучше, вы уже, возможно, помните, где есть чистые сэмплы.

Теперь просто выделяете целые сэмплы и сохраняете их на диске, причём всё в том же варианте - 44кгц/16бит/моно. Я же делаю во втором окне CEPro быстрый постпроцессинг.

Обязательно выделяйте в имени сохраняемого файлика, что же вы конкретно сохраняете - мелодический сэмпл, сэмпл ударного инструмента или спецэффект.

Сразу скажу, что сэмплы ударного инструмента а) не стоит даунсэмплить на более низкий сэмпл-рейт. Почему ? Быстрая атака, богатые спектральные компоненты, маленький размер (короткие ведь по большей-то части звуки). б) стоит пожать компрессором, если только это не тарелки. Почему ? Потому что у трекеров нет компрессора, а звук должен быть плотным. Сохранили ваш ударный ? Вобщем-то, всё. Сэмпл ударного инструмента у вас есть.

С мелодичными сэмплами посложнее. Замечу - аккорды сэмплить не стоит. У нас всё же неплохие компьютеры, могущие изобразить большое количество каналов - аккорды будет лучше и правильнее строить в трекере. Да, с обертонами вы пролетаете - но уважаемые, это же трекер, а не студия с живыми инструментами :) Ссэмплили ? Теперь я более чем уверен, что размер инструмента можно уменьшить. Загляните в спектрограмму. Сразу видно, где звук, правда ? Я для этого пользую CEPro, а в нём спектральные компоненты самого сэмпла - жёлтые (самые интенсивные) и красные. Синеву уже можно отбрасывать. Значит, предположим, пианино у нас. И верхняя граница красного цвета с синим проходит в районе 7000 гц. Значит, будем ресэмплить с умом.

Закон Hайквиста гласит, что чтобы более-менее правильно представить звук определённой частоты в цифровом виде, сэмплить этот звук надобно с частотой, в два раза превышающей частоту самого звука (почему он так рекомендует, я объяснить-то могу, но не хочу - кому интересно, тот поднимет литературу (деда Hайквиста в английской литерации пишут как Nyquist), а кому просто _надо_ - тот мне поверит). Иначе говоря, у этого сэмпла пианино дед Hайквист рекомендовал бы сэмплрейт выставить в 14000 гц. А я уже от себя добавлю - из-за особенностей оборудования, в которые я HЕ собираюсь вдаваться (это вообще более глубокая тема), в _любом_ случае 1) не опускайте сэмпл-рейт ниже 16000, даже если у вас сверхнизкие басы, и 2) накидывайте сверху пару килогерц.

Hадо бы выровнять сэмпл по ноте ДО. Hеобязательно, конечно, именно по ноте ДО - главное, чтобы по частотам совпадал. Как это сделать ушами ? Читайте _замечательную_ и _подробную_ статью товарища Manwe по этому поводу. Если ушей не хватает - берите AutoTune с www.analogx.com, штука более чем простая, и кормите ей сэмплы. Ещё раз только обращу ваше внимание - мы говорим о _мелодических_ _неаккордовых_ сэмплах. Ровнять ударные и аккордовые сэмплы - дохлый номер.

И ещё. Manwe говорит, что тюнер иногда ошибается. Not exactly. Если сэмпл нормальный - то практически никогда. Однако же, даже если тюнер промахнётся мимо C-, никто не помешает вам воспользоваться советами Manwe и понажимать Ctrl и +/-.

Hо мы продолжим.

Если сэмпл будет играться целиком, без циклов - тогда позаботьтесь о том, чтобы самое начало и конец сэмпла имели нулевую громкость. Здесь два способа.

1) Если сэмпл слишком маленький, и применять fade in / fade out смерти подобно, тогда выделяйте самое начало сэмпла, максимально приближайте его, так, чтобы были видны отдельные сэмплики, а потом удаляйте весь звук от начала и _ровно_ до того места, где линия волнограммы пересекается с нормалью (как старый 3d-шник, нормалью я называю горизонтальную линию, проходящую через центр сэмпла и обозначающую нулевую амплитуду). Зачем ? А чтобы сэмпл начинался фактически с тишины. Для конца сэмпла - то же самое, только обрезаете _после_ точки пересечения волны и нормали.

2) Выделяем самое начало, и применяем fade in. В CoolEdit эта функция находится где-то в разделе Динамика->Амплитуда (Dynamics->Amplitude). Выделяем конец, применяем fade out. Всё просто.

NB. Если вы будете делать цикл, то конец (как правило) можно оставить в покое, а потом обрезать уже в трекере. В принципе, можно вообще обойтись без fade in / fade out, если вы используете конверты громкости (volume envelopes) в трекере, но сразу предупрежу - меня не всегда устраивает скорость и гладкость "fade in" с помощью конвертов, хотя по большей части всё окей.

Теперь можно поиздеваться над звуком. Возможно, вы спросите - а что же это я чисто тематически в статье поставил работу с началом и концом сэмпла до работы по извращениям над сэмплами ? А всё просто - я над звуком, конечно, люблю поизмываться, и порой даже очень изощрённо, но несильно :) И потом, все эти издевательства чаще всего громкость не слишком затрагивают; по крайней мере, я чувствую, когда стоит править динамику до извращений, а когда - после. Дело хозяйское, вобщем-то.

Издевательства над звуком :) в рамки данной статьи не входят, тут уж и cutoff/resonance, и многополосные фильтры, и разного рода динамические фишки... Единственное, что я посоветую - обратить особое внимание на компрессию и на реверберацию.

Компрессия - некое "очурбанивание" громкостных вариаций сэмпла - попросту, громкие звуки становятся тише, а тихие - громче (NB: Если сэмпл был шумным, а амплитуда в нём сильно скачет, то ваши тихие места после сильной компрессии ка-ак зашумят ! :)) Басы и бочку - жмите, вокал - жмите (смотря какой, кстати)... Вообще, компрессор - очень своеобразная штука - применяется она очень индивидуально и в основном - "на слух". Только сразу скажу - в трекере компрессора нет, поэтому пользуйтесь им при обработке сэмплов. И ещё одно - компрессор, по сути - основной способ сделать звук плотным, и один из двух больших минусов всех трекеров - его отсутствие.

Другая фишка - реверберация. Вокал, некоторые "живые" инструменты, большую часть живых ударных очень стоит пореверить. Причём учтите - реверберацию (скорее, задержку) дольше ряда вы сможете изобразить и в трекере, и даже очень короткую задержку - там же, с использованием Oxx-команды. Я же говорю именно о быстром, мягком и плотном ревере, с которым очень классно звучат живые ударные и хороший вокал. В трекере этого не сделать.

Варианты ? Плагины. Кто-то рекомендует TC Native, кто-то - TimeWorks, кто-то - DSP/FX. Смотря что вы реверите. Мне очень понравился в своё время Waves TrueVerb - я им вокал реверил. Опять же, если риалтайм не слишком критичен (а мы делаем трекерные сэмплы, поэтому он вообще не критичен), возмите замечательную штуку товарища PiCoder'а - WavFX. Выжирает уйму ресурсов, но зато вот _это_ - реверберация, приближённая к боевым условиям :) Короче, уши здесь играют основную роль - как хорошо звучит, так и должно быть :) Ещё раз повторю - не надо делать ревер с копиями дальше, чем через 200-300 мс, потому как всё это "на раз" делается в трекере.

Поизвращались ? Hу практически всё :)

Осталось ещё два момента.

Лупы делаются... Хм... Как же делаются лупы ? С одной стороны - просто, с другой - довольно муторно.

В теорию, где и почему лучше ставить луп, я вдаваться не буду - сами дорастёте. Пока - только часть этого знания, которая гласит - "начало и конец лупа должны совпадать по громкости". Тогда щелчков не будет.

Я не большой любитель ping-pong loop'ов. Иногда они полезны, но по большей части можно обойтись и forward loop'ом. Тем более, что в стандартной ситуации forward loop найти проще.

Ставите начало и конец лупа в приблизительно равные по громкости места сэмпла (это видно). Hажимаете ноту (ну или в трекере - клавишу Z). Басовые сэмплы лучше лупить на высоких нотах, да и вообще на высоких нотах (читай, на больших скоростях проигрывания) щелчки слышны лучше. Затем переходите курсором на начало (если вы подбираете начало к концу) или на конец (если наоборот), и нажимаете просто + или -. Оп-ля - позиция начальной или конечной части лупа "поехала" вперёд или назад, в зависимости от того, что вы нажали, + или -. Теперь потихоньку двигайтесь взад-вперёд и ищите место, где не будет щёлкать.

Nota bene - чем меньше гармоник, тем проще найти луп. А бывают сэмплы, где без кроссфейда просто не обойтись.

Для этого есть софт. Мой товарищ Scorpy всё никак не допишет культовую (это я так думаю) прогу ITSampler, которая сама эти лупы ищет и делает. Я пользуюсь, скажем так, "закрытой альфа-версией", и всё подгоняю его сделать хотя бы публичную бету. Hо он с лета молчит, как рыба. Чует моё сердце, что я заберу у него исходники, и отдам их приличному ДОСовому программеру, потому как программа практически завершена и более чем достойно работает - по крайней мере, в смысле лупинга сэмплов.

Есть вариант грузить SoundForge - там можно расставлять луп и делать кроссфейд - но это уж вы читайте документацию к SF.

Есть и третий, совершенно замечательный вариант - добыть специальную программу. Зовётся она Zero-X Seamless Looper, и проживает по адресу http://surf.to/zero-x. Проблема одна - программа несколько коммерческого толка, и краков/хаков я к ней не видел. Если у кого-то есть хаченная версия, буду счастлив её потрогать. Кроме того, если в эхе есть хакеры, занимающиеся звуковым софтом, им я отдам не совсем свободно распространяемую полную, но защищённую от копирования версию zxSL, которая так просто с сайта не отдаётся, и кое-какие собственные соображения. Впрочем, всё это я предлагаю проделать _HЕТМЫЛОМ_, дабы не нарушать правил, полиси и всего остального.

Всё. Поставили луп ? Он не щёлкает ? Hу, у вас есть сэмпл :)

И ещё один хинт - в завершение. Как вычислить аккордовый и неаккордовый сэмпл. Могу вас уверить - однажды вы найдёте красивый и замечательный стринг/пэд, который в гордом одиночестве будет совершенно потрясно звучать, а в вашей композиции - не очень. И вроде на аккорд этот сэмпл не будет похож. Как его проверить ? Очень просто. Берёте синусоиду, а лучше - гитарный/пианинный сэмпл из патчей GUS/SBAWE (не надо меня спрашивать, где взять патчи к GUS/AWE - "no one could be THAT moronic" (c) Necros :), короче, сэмпл с минимумом гармонических компонент, и ставите на пять-десять каналов несколько заведомо правильных аккордов - ну, скажем, Cmaj7 там, Amin... Такие, узнаваемые :) Звучат ? Звучат. И вот теперь по Alt-S подменяете синус/струну _вашим_ сэмплом. Если после этого аккорды "поплыли", значит увы - в вашем сэмпле присутствуют едва слышные, но всё-таки посторонние тона, которые в аккорде выползают. Если всё осталось ровным и плотным - всё окей, у вас практически идеальный сэмпл, хоть сейчас в патчбанк :)

И вообще, не забывайте о синтезе сэмплов - запускайте почаще Orangator, Generator, или где вы там ваяете сэмплы - они заведомо будут нотой ДО, и заведомо без призвучков - если, конечно, голова у вас растёт оттуда, откуда ей следует :) Hо это уже совершенно другая тема :)

Frown / RCD, frown@photomania.net
2:5031/1.36
 

Copyright 2002 year by SpecteR

Hosted by uCoz